Главная Проекты Осуществленные проекты Программа «Стиль 2000 — Здоровый выбор»

Программа «Стиль 2000 — Здоровый выбор»

Программа «Стиль 2000 — Здоровый выбор» — это комплексная профилактическая интерактивная программа, основанная на познавательно-поведенческой модели социально-психологической работы. По этой программе был разработан учебник «Стиль 2000 — Здоровый выбор». Эта программа явилась прообразом новой профилактической программы «PRO Здоровый Выбор».

Учебник состоит из двух частей: методической и практической. Методическая часть включает в себя описание рекомендаций по проведению профилактических занятий. Практическая часть содержит информацию по вопросам физиологии и психологии человека, гигиены, межличностных взаимоотношений, инфекций, передаваемых половым путем, в том числе ВИЧ — инфекции, сексуальной безопасности, предупреждения алкогольной и наркотической зависимости, выхода из кризисных ситуаций и др.

Таким образом, учебник представляет собой комплексное (затрагивающее целый спектр проблем) пошаговое методическое пособие, включающее использование игровых интерактивных методик, которым может пользоваться как профессионал, так и волонтер — подросток, не имеющий специального образования.

«Стиль 2000 — Здоровый выбор» успешно прошел апробацию на базе РОО «Взгляд в будущее» и является ведущим пособием для работы волонтеров и специалистов организации.

Программа «Стиль 2000 — Здоровый выбор» включает в себя 20 занятий на различные темы:

  • I. Занятие Мое тело. (Мужская и женская репродуктивные системы. Терминология.)
  • II. Занятие Эмоции и чувства. (Контроль над эмоциями.)
  • III. Занятие ВИЧ/СПИД (История. Пути заражения. Профилактика ВИЧ/СПИДа.)
  • IV. Занятие Риск. (Рискованное поведение, его последствия.)
  • V. Занятие Если хочешь быть здоров...(Гигиена. Заболевания, Передающиеся Половым Путем.)
  • VI. Занятие Наркозависимость.
  • VII. Занятие «Да» и «Нет». (Навыки выбора безопасного поведения. Умение настоять на своем мнении.)
  • VIII. Занятие Кризисные ситуации. (Что делать, если неприятности?)
  • IX. Занятие Табак и алкоголь.
  • X. Занятие Беременность. Роды. Аборты.
  • XI. Занятие Когда плохо. (Как справиться с плохим настроением?)
  • XII. Занятие «Видеостудия». (Съемка видеороликов о СПИДе, наркозависимости...)
  • XIII. Занятие Немного о любви и хитростях общения.
  • XIV. Занятие Конфликты и контакты. (Как не довести маленькую ссору до большого скандала?)
  • XV. Занятие Контрацепция. (Методы, степень их надежности.)
  • XVI. Занятие Интеллектуальное казино. (Игра на закрепление материала.)
  • XVII. Занятие Видеопросмотр.
  • XVIII. Занятие Все обо всем. (Ответы на типичные вопросы.
  • XIX. Занятие Где найти поддержку? (Адреса служб и центров поддержки.)
  • XX. Занятие Финиш. (Чаепитие, конкурсы, призы.)

Методики:

  1. Комплексность

    Мы затрагиваем и освещаем не только саму проблему, но и факторы, поведение, которые привели к ее возникновению, а также сопутствующие проблемы. Многие проблемы взаимосвязаны: СПИД — наркомания — зависимость вообще — кризисные ситуации — конфликтология — умение сказать нет. Невозможно затрагивать проблему СПИДа отдельно от проблемы наркомании, а тему личной безопасности в отрыве от вопросов эмоциональной сферы человека.

  2. Работа по системе равный — равному

    Из всех источников информации самый активный для подростка — сверстник, потому что только сверстник может донести информацию на том же языке и с использованием той же системы ценности. Обучение по системе равный — равному создает доверительную атмосферу и помогает легко установить контакт между преподавателями и аудиторией. Поэтому применение методики равный — равному является на сегодняшний день самым эффективным приемом профилактики. Специально подготовленные нашими специалистами волонтеры предлагают своим сверстникам вместо непроверенной и некорректной информации информацию хорошего качества, своевременную и целесообразную. Отсюда вытекает еще более широкий принцип вовлечения целевой группы к работе. Нашей целевой группой могут быть не только подростки, но и специалисты в различных областях: медики, учителя, родители. Методика основывается на принципе: «Хочешь понять сам — объясни другому».

  3. Парное преподавание

    Много преимуществ, некоторые из них:

    • Повышение уровня качества преподавания за счет возможности взаимного контроля и коррекции информации, взаимной поддержки, передачи друг другу знаний и обмена опытом;
    • Возможность избежать доминирования одного взгляда, одного мнения, что помогает подростку легче сформулировать свое мнение или выбрать из уже имеющихся;
    • Динамичность занятия: пока один что-то рассказывает, другой готовится к следующему этапу, таким образом, занятия проходят нестандартно, более интенсивно, весело и интересно;
    • Распределение внимания на группу более равномерное.
    • В идеале это должны быть разнополые преподаватели, они смогут привлекать внимание участников группы обоих полов и избежать мужской/женской предвзятости в освещении вопросов взаимоотношения полов, семьи.
  4. Игровые методики

    Интересность, польза, эффективность — уже доказанный факт.

    Игра — это лучший способ избавиться от стереотипа обучения, который складывается по принципу: мне расскажут, я послушаю и отвечу, но запоминать не буду.

    Игровые методики универсальны в отработке практических навыков (навыков сохранения здоровья, безопасного поведения, предупреждения и выхода из кризисных ситуаций, противостояния негативному влиянию социальной среды и др.): поведенческие, ролевые постановки позволяют проигрывать с ребятами жизненные ситуации, в которые и они и мы можем попасть.

  5. Интерактивность

    Основывается на мастерстве ведущего, на его способности реагировать и изменять занятие в зависимости от аудитории. Игра не должна быть в одни ворота. Мы учим их — они учат нас. Каждая группа вносит новое в опыт преподавателя и личную методику ведения того или иного занятия.

    Интерактивность имеет двойную эффективность. Первая отражается на аудитории, которая идет за лидером, за ведущим и меняет свое поведение и взгляды на здоровый образ жизни. Во-вторых, интерактивность дает возможность тренеру совершенствоваться. Волонтеру есть к чему стремиться — самосовершенствованию, и каждая новая группа делает его более уверенным в себе.